
УАЗИМУТ: Уважаемый Илья, в прошлом году вы покинули журнал «Полный Привод», у истоков создания которого Вы стояли, а затем многие годы возглавляли в качестве главного редактора. Расскажите о Вашей работе во внедорожных журналах?
ИЛЬЯ БАРСУКОВ: Я работал в журнале «Полный Привод» с момента его основания, то есть с 2003 года. А до «Полного привода» с 1998 по 2000 год я был главным редактором журнала «Клуб 4х4». До 1998 года этот журнал выходил один раз в два месяца. Когда я пришел в журнал, мы поменяли дизайн, команду и стали выходить раз в месяц. Пару лет я там отработал, и постарался вывести журнал на новый уровень. А дальше мы перестали находить взаимопонимание. И я отошел от руководства этим журналом и сконцентрировался на тюнинге внедорожников. А в 2003 году мне предложили делать очередной проект. Это был журнал «Полный Привод». Вот с этого все и началось. Стартанули, сделали. Концептуально "Привод" был нацелен на более широкую аудиторию. Хотя это была, конечно, попытка объять необъятное. Тем не менее, мы старались в каждом номере учесть интересы наших разнообразных групп читателей. Например, кому-то интересно почитать про УАЗ. А кому-то УАЗ не нравится, и ему подавай Тойоту или Мицубиси. В нашем журнале мы старались смешать темы, чтобы в итоге было интересно всем. Журнал «Клуб 4х4» стал со временем более гламурным. А "Привод" был рассчитан на широкий круг читателей, был более разносторонний, более внедорожный. Но в принципе, конечно, все похожи друг на друга: "Клуб" похож и "Привод" похож. И тот же "Off-road Drive", каким он стал теперь, тоже похож.
У: А в чем, по-вашему, состоит похожесть этих изданий?
ИБ: Похожесть всех внедорожных изданий состоит в том, что они все пытаются работать на одну и туже читательскую аудиторию, при всем том, что они эту читательскую аудиторию до конца не представляют и не понимают. Вот она и вся похожесть. Понятно, что у каждого издания есть одна задача, она состоит в том, чтобы если не заработать денег, то хотя бы выходить в «ноль». А для того, чтобы что-то зарабатывать, надо каким-либо образом «окучивать» рекламодателей. Рекламодатель в этом внедорожном сегменте - это большие интересные контракты, которые можно получить только от автопроизводителей. А автопроизводитель достаточно четко рисует себе портрет своего потенциального покупателя автомобиля стоимостью, как правило, от 40 тысяч долларов и выше, ниже - это только пикапы. Поэтому все рисуют себе одного и того же эфемерного читателя, который нравится этому рекламодателю ну и чуть-чуть для всех остальных, чтобы было чего почитать оставшимся людям. Поэтому то все они довольно похожи, а реальной своей читательской аудитории никто из них не имеет. Это происходит, потому что все ориентируются вот на этого потребителя, который нужен рекламодателю.

У: А почему вы покинули журнал?
ИБ: Точно также как и в первом случае, мы перестали сходиться во мнениях с издателем о дальнейшем развитии журнала.
У: А в России вообще, по вашему мнению, возможно сделать проект подобного рода экономически выгодным?
ИБ: Так сейчас и не скажешь. Потому что сам по себе внедорожный рынок у нас пребывает все еще в совсем детской стадии становления. Производители автомобилей, будь то дилеры или дистрибьюторы, рассматривают этот сегмент в последнюю очередь. Потому что он им не очень понятен. У них есть массовые издания. Сейчас делать рентабельно журнал о внедорожниках сложно, особенно учитывая сложность нашей системы распространения. А в принципе везде в мире это есть, причем в огромных количествах. Даже если мы не будем смотреть на Америку с Австралией, которые по уровню развития внедорожного рынка ушли далеко вперед, а посмотрим на ту же Францию с теми же проблемами передвижения в городе, проблемой парковок, стоимостью топлива. Несмотря на все это у них есть внедорожный рынок и внедорожные издания. Они постоянно ездят в свою Африку. В самой Франции есть внедорожные полигоны, где они катаются. И там этих изданий как минимум штуки четыре. Это основных не считая остальных более мелких. Есть специализированные журналы по Лэнд-Роверу, специализированный журнал по Тойоте Ланд Крузер. Вообще, «Land Rover Owner» - это журнал, который издается даже в Японии, толстенная книжища на японском языке. Французские «Passion 4x4», «4х4 Magazine», «AUTO Verte» - это чисто внедорожные издания. Причем, в отличие от нашего рынка, они все немножко разведены по своим направлениям. Если все наши журналы вообщем-то похожи, то там как раз у каждого есть свой стиль, своя направленность. Тот же «AUTO Verte» - это такое скорее гламурное издание. Покатушек в нем мало, в основном машины, хорошо сделанные материалы, хорошо и красиво снятые фотографии. В общем, хорошо и качественно сделанное издание. А какой-нибудь «Passion 4x4» концептуально выверен, как «Полный Привод». Это тоже такое издание, которое нацелено на широкую аудиторию. Есть, что почитать для всех, есть спорт, тюнинг, новые машины. «4х4 Magazine» помещается посередине между «Passion 4x4» и «AUTO Verte».

У: Отечественный автопром переживает сейчас сложные времена. Какова Ваша оценка его перспектив особенно тех, которые касаются будущего УАЗа?
ИБ: Что нас ждет? Хороший вопрос. С УАЗом у нас все очень интересно также как и со всем нашим автопромом в целом. Еще в конце 90-х годов, в начале 2000-х, это соответственно лет десять назад, когда весь это внедорожный тюнинг стал интенсивно набирать обороты и началось это именно с УАЗа, прошел ряд статей в «За Рулем» по тюнингу УАЗиков, о подготовленных, красивых и нарядных машинах на больших колесах. И соответственно в автосалонах люди стали просить себе что-то поинтересней. Эти самые автосалоны, то есть дилеры УАЗа стали говорить заводским конструкторам: «у нас клиенты хотят машину на широких, красивых дисках», а им отвечают: «это невозможно». И все. И только когда пошел «Хантер», стали ставить чуть пошире колеса. До этого момента ничего не менялось. Хотя собственно дел там не так уж много. Дилеры в итоге все это делали сами. Этот пример характеризует подход завода. То есть, какой-то ответной реакции на требования покупателей со стороны завода практически нет. И изменения, которые есть они все какие-то условные. Чего-то делается, конечно, с машиной, но современным автомобилем УАЗик так и не стал. У машины по-прежнему потеют стекла в дождь, хотя известно, что проблема в печке. Переделали бы воздухозаборник печки раз и навсегда. И про это бы все забыли и всем было бы хорошо. Это можно было бы сделать еще десять лет назад. По крайней мере в дождь можно было ездить хорошо, а не в запотевшей стеклянной коробке. Стекла раздвижные сделали вроде нормально, но они наполовину не открываются. А в кустарных условиях люди уже сделали опускающиеся. И такие были бы лучше, чем сдвижные. Здесь вопрос тоже не решен до конца.
Особенно интересно все это смотрится в сравнении с другими странами. Я как-то ездил в Китай. Приехал туда случайно и не ожидал там ничего интересного увидеть. Это было года три назад, когда я приехал на Пекинский автосалон. До этого момента я ничего об этом не знал. Просто у меня так сложилось, что я туда попал. И я обалдел. Во-первых, размах всего этого мероприятия колоссальный. Наш Крокус, даже когда там проходит международный салон, отдыхает. Огромные павильоны с огромными, красивыми стендами. Там выставлялся даже Майбах, который был у нас всего один раз.
У: Но ведь такая выставка это, прежде всего, заслуга мировых автопроизводителей.
ИБ: Да, но это показывает потенциал страны, интерес к ней. А во-вторых, то что бросалось в глаза и отличалось от наших автосалонов, это количество китайских автомобилей и в том числе внедорожников. Понятно, что многие из них скопированы с западных автомобилей. Но надо сказать, что многие скопированы совсем не плохо. И если бы наши так копировали, то было бы уже что-то.
Примеров автомобилей-долгожителей достаточно много, это и Лэнд-Ровер и Мерседес. И они продолжают покупаться и развиваются. И тот же УАЗ, сделанный нормально, для потребления внутри страны, почему бы нет?!!! Дороги как были отвратительные так и остались, сервисного обслуживания как не было, так и нет. С точки зрения рынка сбыта для УАЗа, понятно, что он есть. Но то, что делается на заводе, часто вызывает удивление. Вот сейчас решили вернуться назад к старой модели «469». Идея классная и машина сама по себе тоже. Мосты нормальные, конусообразные, задняя дверь - две створки тоже удобная. Большинству людей нравится больше, чем просто дверь. Так, в общем, в машине все, что нужно есть. Есть дисковые тормоза, ГУР. Ну, мотор там не очень - 2,7, ну хоть такой. Но опять таки возникает вопрос, почему четырехступенчатая коробка передач? Почему нельзя поставить нормальную коробку, ведь 21 век на дворе. В общем, середина на половину. Хотя «469» за 320 тыс. рублей с металлическим верхом, готовая машина, на которой можно ехать в лес. Лебедку поставил и езжай. Нормальный вариант вполне.
То же самое и «Патриот». Вроде нормальная машина. Большой салон, удобная, хорошая, но мотор? Нет мотора! Как можно ездить на такой машине? Тяжело. Дизель тоже вроде хорошая идея, но 2,2 - слабенький. Все как всегда. И вроде как и деньги вкладываются. Но почему было, например, когда мосты «Спайсер» делали, не заложить в них некий запас прочности? Как это делается другими автопроизводителями, чтобы можно было ставить и 2,7 двигатель и 3,5?
Тем не менее, с точки зрения второй или третьей машины для поездок в лес УАЗ - это отличный вариант. Ты берешь новую машину, которая стоит, например, 320 тыс. рублей. В принципе, если найти что-то за эти деньги иностранного производства, то это будут дрова и надо будет возиться.
У: Китай?
ИБ: Нет, Китай на наш рынок не поставляет что-то, что могло бы за эти деньги обеспечить такую проходимость. Их SUV дороже. Хотя качество УАЗа по-прежнему — это проблема. Когда ты ставишь, например расширители, тебе надо подрезать крыло, краска слезает и там нет грунтовки. То есть машина окрашена на металл и грунтовки нет вообще, то о чем тогда может быть речь? Вот тебе и новый автомобиль. Зачем покупать эту дорогую покрасочную линию, не понимаю.

У: Я знаю, что вы не только пишете о соревнованиях, но и сами часто являетесь активным участником ралли- и трофи-рейдов. Какие спортивные мероприятия клубов вам запомнились в последнее время?
ИБ: Вообще тема соревнования стала какой-то непростой в последнее время. С одной стороны, соревнований стало много. С другой стороны, интересных мало. В прошлом году мы отъездили чемпионат Москвы. Заняли неплохое место по итогам чемпионата, но сами соревнования были не очень интересными. Первый этап еще понравился. Это было Ступино, то, что Санакоев организовывал. Они не в первый раз проводили там эти соревнования. Мы даже уже ездили по примерно тем же местам. Это было интересное соревнование, а все остальные, в том числе на полигоне Camex - вообще никак. Коридор какой-то, неинтересно. Раньше ездили на Лебедушку практически каждый год. В этом году даже не знаем, поедем или нет? Опять же знаешь заранее, что будет. Понятно, что будет примерно в тех же местах. И будет, в общем, все то же самое. Если успел первым к точке подскочить, то проехал более или менее. А если случилось так, что эта точка где-нибудь в середине твоего пути, то совершенно спокойно можно вляпаться в очередь из машин. И, соответственно, можно либо благополучно разворачиваться и уезжать или искать какие-то пути объезда, если они есть, которых сейчас в принципе и нет. Тоже какая-то своя непонятность в этом есть.
Раньше сильно нравилась «Ладога». Но последнее время она стала сильно спортивной. Раньше это было хотя бы наполовину «тусовочное» мероприятие. Туда было просто приятно приехать. И самое главное, если раньше заявляешься в тот же самый «Туризм», то действительно реально можно было ехать на обычной машине, относительно не сильно подготовленной, без технички, везя все необходимое в этой же машине. Сейчас же последние года три-четыре «Туризм» - это практически тоже самый «Спорт». Да, у них нет официального зачета, но тем не менее люди следят за ведомостью, кто приехал первым, и борьба происходит не меньше, чем в «Спорте». Сейчас «Ладога» - это, прежде всего спорт. Без технички особо и не поедешь.
В последние годы у них пошел зачет «Гранд-Туризм», который как раз и должен быть вариантом «лайт», но я сам в нем никогда не ездил и из друзей и знакомых тоже никто не ездил. Объективной информации пока нет. В прошлом году этот зачет собрал очень много машин, на удивление много! Там существует какая-то экскурсионная программа, то есть не просто дают участки по лесу, но и куда-то завозят в интересные места. И все это якобы должно проезжаться на паркетнике. Если это все действительно так, то это получается опять таки слишком «лайт» вариант. То есть, грязи нет, борьбы нет. Наверное, с детьми это прикольно, можно проехать, но нет боевой составляющей, какой-то борьбы, преодоления бездорожья, которое раньше присутствовало в том же зачете "Туризм". Там его, как я понимаю, очень, очень мало. Там уже надо ехать просто на городской машине, на AT-шной резине и все, проедешь. А так, вообще, раньше «Ладога» нравилась очень. Сейчас уже как-то меньше.

Что понравилось из последних соревнований, так это поездка на один из этапов чемпионата России в Переяславле-Залесском, благо рядом. Мы сами не совсем удачно съездили, потому что лебедка поломалась в первый же день. Но понравились люди, которые приехали соревноваться. Мы сами выступаем в ТР1. Машин в классе было не много, порядка десяти, но у всех был именно спортивный настрой. Люди явно приехали не водку пить, не развлекаться и веселиться, а соревноваться. Вот есть задача, собрать в отведенное время максимальное количество точек и ее надо выполнять - то есть приехали рубиться. За полчаса до старта все уже сидели в касках и машинах, все колеса уже спущены, все настроено и все только ждут отмашки. Дали отмашку и все погнали. Никаких тебе длинных очередей, выяснений, кто прав, кто не прав. Все очень по деловому.
Проблема чемпионата, по крайней мере до этого года, состояла в том, что организаторы не уделяли достаточно внимания прокладке трассы именно для класса ТР1. Он мне последнее время наиболее интересен. Все-таки это еще машина более-менее, а не трактор. Не совсем уже просто машина, потому что требования по ТР1 сейчас расширили, 33 колеса возможны, но ты все еще едешь на машине. И когда ты на почти стандартной машине на 33 колесах попадаешь в колею, по которой проехала "котлета", потому что трассы сильно пересекаются, то для тебя это каюк. Да, это проезжается, но это проезжается в основном на лебедке, с большими потерями времени, и тебе собственно не очень понятно, а зачем? Если я еду в ТР1 на покатушки, то я хочу получить удовольствие именно от езды на машине, а не от езды на тракторе, где и задние и передние колеса поворачиваются, понижение сумасшедшее, и я могу ехать любым боком. Мне не симпатично это лазанье по болотам таким образом, вытаскивание машины методом переворачивания, потому что по-другому она никак не выходит. До этого года не было обязательного требования делать отдельные трассы для ТР1. В этом году в требованиях РАФ это жестко прописали. Что будет, посмотрим.
У: Вы являетесь активным участником и пропагандистом внедорожных экспедиций, организуете собственные экспедиции в труднодоступные районы. Расскажите о Ваших последних, наиболее ярких впечатлениях, связанных с этим видом экстремального туризма.
ИБ: Ездили много. Самая дальняя по протяженности экспедиция была Тибетская эпопея. Мы проехали 19 тыс. км, выехав из Москвы, продолжив путь через Казахстан, сделав кружок по западной части Китая через Тибет. Это было самая длительная экспедиция. Помимо этой, были экспедиции в Казахстан, в Архангельскую область, много раз по Кольскому полуострову. Это стиль жизни, кто-то едет в Турцию, кто-то в Египет, а мы вот так. Планов — громадье. Но все, как правило, упирается во время, ну и финансы конечно. Если получится, то в этом году хочу доехать и объехать вокруг Байкала. Там есть дорога, она паршивая и очень сильно зависит от сезона. То есть она может быть, и тогда она проезжается, где-то конечно подлебедиться придется. Если же прошли дожди и высокая вода в реках, то дорога не проезжается. Еще там есть пара достаточно серьезных бродов и несколько участков, которые, если прошли дожди, то на стандартном внедорожнике не преодолимы. Уралы и те по лобовое стекло застревают в таких условиях. Хотя сейчас еще трудно говорить конкретно. Все это пока основано на информации людей оттуда, те кто там бывал, ездил.
У: Похоже на Ладогу! Тоже маршрут вокруг великого озера.

ИБ: Это конечно не Ладога, потому что Ладога - это искусственно придуманные препятствия. Это маршрут, который проложен так, чтобы участникам было интересно его проходить. На Байкале по-другому - это просто дорога, по которой изредка ездят люди просто потому, что другой дороги нет. Понятно, что у них техника другая, трактора или Уралы, но, тем не менее, это дорога. И это уже облегчает задачу. И на самом деле этот сложный участок, точнее сказать Юго-Восточный участок маршрута, относительно небольшой. Преимущество этой экспедиции состоит еще в том, что появляется возможность проехать по стране! Это очень интересно. По дороге постоянно меняется картинка, происходят встречи с людьми, что-то новое для себя узнаешь. Этим экспедиция отличается от соревнований. На соревнованиях ты приехал и нырнул на пару дней в грязь, отрешился от всего и живешь лебедкой, бензопилой и колесами. А в экспедиции ты едешь, но остаешься в этой жизни, только смотришь на нее с другой стороны. И это приятно. Так что, если получится, то обязательно постараюсь съездить.
У: В среде джиперов уже говорят о вашем новом проекте — внедорожном интернет-портале. Расскажите поподробнее об этом проекте.
ИБ: Портал, www.offroadclub.ru - это дальнейшее развитие моей медийной деятельности. Если говорить кратко - это тот же самый внедорожный журнал, только онлайн. У такого издания нет проблем с распространением. Он доступен всем, у кого есть Интернет. У него максимально широкая читательская аудитория, потому что нет ограничения по объему. В журнале есть всегда проблема ограниченного количества страниц, в которые необходимо вместить весь имеющийся материал. И приходится выбирать и идти на компромиссы. Вот этот материал надо опубликовать, потому что это так надо, другой, потому что это просто хороший материал, а вот это мы уже поставить не можем, потому что машина такой марки уже есть. И при верстке очередного номера всегда приходится учитывать множество подобных факторов. Часто хочется поставить хороший большой материал, скажем на 15 страниц, но при таком объеме журнала это невозможно. Значит, его надо резать в три раза. Соответственно остается всего треть фотографий, треть текста. У онлайн-изданий такой проблемы нет. И рассчитан это материал будет именно на читателя, которому это будет интересно. Если человека интересуют городские внедорожники, то он найдет то, что ему будет интересно. И немаловажный факт, что его не будет раздражать все остальное, потому что он просто туда не пойдет. Того, кого интересуют соревнования, покатушки и экспедиции никто не заставляет читать тесты новых машин. Другому интересен тюнинг, пожалуйста, вот есть тюнинг.
Ну, и общение по интересам. Это как раз то, чем еще ценен Интернет. Можно оставлять свои комментарии, можно задавать вопросы другим читателям. Наша цель состоит в том, чтобы тот, кто зашел на наш портал, мог бы найти ответ на практически любой вопрос. Начиная с того, как проехать, например, вокруг Байкала, и кончая, скажем, отзывами о каком-то автомобиле. Портал должен стать местом общения всех, кому не безразлична подобная тематика. Около года мы уже занимаемся организацией этого портала и в ближайшее время он должен начать работу. Сейчас мы уже на финишной прямой и скоро должны запуститься.
У: И в заключении нашей беседы я бы хотел попросить Вас продолжить фразу «УАЗ — это...». Что вы связываете с УАЗом? Какие ассоциации у Вас возникают в связи с нашим легендарным внедорожником?
ИБ: УАЗиков было много. С разными моторами и в разных комплектациях. Нынешний уже четвертый. На нем установлен мотор Андория, дисковые тормоза, блокировки в обоих мостах. Принудительную блокировку я не люблю. У меня стоят самоблоки. Главные пары стоят покороче, защита баков, подвеска - «Iron Man» В салоне ничего не делали, машина подготовлена именно для выездов и подготовлена она согласно регламенту для категории ТР1. УАЗ, надо отдать ему должное - это автомобиль, который реально едет!
У: Даже учитывая ваш опыт эксплуатации других автомобилей? Сюда Вы, кажется, приехали на Land Cruiser 70-ой серии.
ИБ: УАЗ нигде не уступит, а местами и превзойдет мой Land Cruiser. На УАЗике я ездил много. На еще "старом" 3151 с военными мостами и полностью рессорной подвеской я дважды ездил на Кольский. На других УАЗиках я ездил не раз в Архангельскую область. УАЗик всегда был машиной, которую я использую по прямому назначению.
У: Большое спасибо за интересное интервью.
---------------------------------------
Взято с http://uazimut.ru
п.с. УАЗИМУТ №1-2009 - http://www.uazimut.ru/archive/UAZIMUT_pilot09.pdf
http://uazimut.ru/archive.html