СЛАВЯНИН » П'ят лютого 09, 2007 19:12
Уважаемый Olexa! Приветствую Вас!
Какой же богатый у Вас материал по древней истории УКРАИНЫ! Чувствую, что за этим стоит Ваше мировосприятие сегодняшнего именно через призму истории, через уважение к народным традициям и обычаям.
В КИЕВЕ я бывал в командировках раз 10. У меня осталось много друзей среди историков Академии наук Украины. В Одессе и Полтаве - по разу.
По Украине, с ее богатым славянским наследием, важным для осознания не только украинцами, но и русскими тоже, сознаюсь, мы в этот раз вынуждены промчаться быстро.
Основополагающая тема нашей июньской Автоэкспедиции - третий, заключительный этап Древнего торгового пути "Из варяг в греки" - БАЛКАНСКИЙ.
Но, кроме древних украинских городов по трассе, я запланировал на обратном пути посетить и Полтаву.
-----------------------
Предложение. Давайте совместно продумаем трассы для познавательного автотуризма по историческим местам Украины (можно уже на осень 2007). Мы из России поддержим!
------------------------
Привожу небольшую Историческую справку о самом пути "Из варяг в греки".
НЕПРЕХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ ПРОШЛОГО
Международная торговля, как и международный туризм в Европе имеют выдающееся значение в обмене материальными и духовными ценностями между народами и способствуют объединению европейских стран в духе партнёрства и сотрудничества.
Одним из убедительных проявлений объединительного стремления разных народов являются уникальные системы древних торговых путей. Использование сегодня опыта прошлых поколений позволяет явственно ощутить преемственность в развитии человечества, неделимость исторических судеб и культуры европейских народов.
ЮНЕСКО призвала международное сообщество к поиску новых форм в развитии культурного диалога между странами и народами и обратила особое внимание на возможность использования в современной действительности опыта исторических традиций – великих торговых путей древности: ПУТЬ КОЛУМБА (500лет открытия Америки), ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ (Европа = Юго-Восточная Азия), ВЕЛИКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» (Скандинавия - Древняя Русь - Балканы).
Первые два маршрута привлекли большое внимание международной общественности и активно используются для расширения культурных контактов. Но Великий торговый путь «Из варяг в греки», в исторической и географической реальности на 4/5 своей протяжённости пролегавший по территории Древней Руси, практически не известен в современной Европе.
Генеральная конференция ЮНЕСКО во Всеобщей Декларации «О культурном разнообразии» (2001 г.) уделила большое внимание проблемам «гуманизации глобализации» в области культуры. Она призвала мировое сообщество к пониманию и уважению взаимосвязи между разнообразием, диалогом и развитием национальных культур, к сохранению, популяризации и передаче будущим поколениям традиционного наследия во всех его формах.
В Декларации отмечено, что культура помимо искусства и литературы охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования.
Одним из важных проявлений непреходящего значения славянского культурного наследия в контексте культурного диалога с соседними странами является уникальный древний торговый путь «Из варяг в греки».
Всемерная популяризация духовного наследия Древней Киевской Руси в рамках диалога разных культур должна противостоять негативной составляющей современного "глобализма" в части возможности "конфликта" этих культур.
ДРЕВНИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ".
Великая трансъевропейская трасса древности (Север-Юг) – торговый путь «Из варяг в греки» - представляла собой систему сухопутных, морских и речных коммуникаций, связывавших в IX – XI веках Скандинавию (в более широком плане весь Балтийский регион), многочисленные княжества Древней Руси со Средиземноморьем. Термин «путь из варяг в греки», часто употребляемый историками, заимствован из «Повести временных лет»-известного русского летописного свода начала XII века: «И бе путь из варягъ в грекы и изъ грекъ по Днепру и верхъ Днепра волокъ до Ловоти, и по Ловоти вниити въ Илмерь озеро великое, из него же озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое неГо; и того озера внидеть оустье в море Варяское…»
Начальной точкой пути на Севере принято считать Восточную Швецию – район озера Мэларен, население которого поддерживало тесные торговые связи с восточной частью Балтийского региона. Главным центром восточной торговли в Скандинавии, по оценкам учёных, была Бирка - торгово-ремесленное поселение вблизи современной Упсалы (Швеция). Участвовали в этом и выходцы из Западной Скандинавии – датчане и норвежцы.
Из Бирки морской путь вёл к острову Готланд и далее вдоль северного побережья Балтийского («Варяжского») моря в Финский залив и устье Невы. Из Невы торговцы и путешественники попадали в Ладожские озеро («неГо») и поднимались вверх по реке Волхов, вблизи устья которого располагался город Ладога. Он контролировал вход во внутренние районы Руси.
Далее торговый путь вёл по Волхову к Новгороду – главному политическому центру Северной Руси и оживлённому перекрёстку международной торговли. Из Новгорода по Ильмень - озеру, реке Ловать и её притокам, затем через волок (небольшое по расстоянию передвижение лодок по суше на деревянных катках) в Западную Двину и, минуя ещё один волок, в систему Днепра.
Преодолев опасные днепровские пороги, путешественники попадали в Днепровский лиман и после переоснащения судов для морского плаванья на острове Березань выходили в Чёрное («Понт») море. Продвигаясь вдоль его западного побережья, путешественники достигали Константинополя («Царьград», современный Стамбул). Русские письменные источники свидетельствуют, что Константинополь не был конечным южным пунктом на этой средневековой торговой трассе. Отсюда открывалась дорога на Балканы, а морем вокруг современной Греции – в Рим.
ДРЕВНЯЯ РУСЬ. КАК ЭТО БЫЛО.
Наиболее активное использование «пути из варяг в греки» относится к IX - XI вв. В этот период он становится, с одной стороны, международной транзитной трассой, с другой стороны, важнейшей коммуникационной осью, обеспечивающей стабильность и единство Древнерусского государства: перемещение боевых дружин, ежегодный сбор дани («полюдья»), регулярный товарообмен. Между Русью и Византией устанавливаются стабильные торговые связи. Основными товарами, поступавшими в Византию с севера, были меха, мёд, воск, льняное полотно, из Средиземноморья на север перевозились драгоценные металлы, шёлковые ткани, вино и предметы роскоши. Эта древняя транспортная артерия давала также возможность миграции значительных групп населения.
Войны-скандинавы, передвигаясь по Волховско - Днепровскому пути, устраивались на службу к русским князьям и нередко добивались самого высокого положения. Византийских императоров в Х веке охраняла варяжская гвардия. Вместе с воинами из Балтийского региона прибывали и ремесленники, познакомившие Русь с передовыми технологиями средневековой Европы.
Археологические исследования позволяют в полной мере представить масштабы передвижения людей и товаров между Балтикой и Средиземноморьем. Вещи византийского происхождения: монеты, посуда, обломки амфор, стеклянные бусы, предметы христианского культа – обнаружены во многих могильниках и на раскопках поселений, связанных с Волховско - Днепровским путём. Женские украшения и оружие скандинавского происхождения найдены на ключевых участках «пути из варяг в греки»: в Старой Ладоге, на Рюриковом городище, под Новгородом, в Гнёздове (Смоленск), в Киеве, под Черниговом (с.Шестовица).
Православные миссионеры из Византии попадали на Русь тем же маршрутом, что и купцы, воины и дипломаты, что способствовало распространению христианства задолго до официального крещения Киевской Руси князем Владимиром.
В течение почти трёх столетий Великий торговый путь «Из варяг в греки» являлся основным каналом общения между языческим севером Европы и римско-византийской цивилизацией Средиземноморья, наследовавшей традиции античной культуры и государственности. Византийское общество с его древними городскими центрами, развитым ремеслом, сложными политическими структурами и высокой культурой дало сильнейший импульс для социального и культурного развития славян, скандинавов и других народов Северной и Восточной Европы. Затухание транзитного движения со второй половины XI в. было обусловлено общим изменением исторической обстановки в Европе: спадом торговой и военной активности варягов на Севере, постоянным присутствием в южнорусских степях кочевников, затруднявших передвижение по Днепру.
------------------------------
С уважением
Белогуров Михаил Георгиевич,
кандидат исторических наук,
член Союза журналистов Москвы (ранее - СССР),
член Гильдии автомобильных журналистов России
Смысл дороги не в самой дороге, а в том, куда она приведет