Предыстория
Жил-был я, а где-то там - в глубинах района, была яма на дороге. Особо мы не пересекались - как правило, мой путь по выезду со дворов лежал в противоположную сторону, а если иногда и приходилось выезжать другим маршрутом, то напрягало не так и сильно. К тому же яма была не так и велика. Но время шло - яма росла и крепла. И, надо же так случиться, что мне стало удобнее выезжать по второму маршруту, поэтому преодолевание по два раза в день двоюродной внучатой племянницы линии Маннергейма стало несколько омрачать столь прекрасную политическую обстановку и сверхрадужные перспективы развития нашего цветущего (еще чуть-чуть и начнет пахнуть :) государства.
Думаю, картина более чем привычная, особенно в недрах многочисленных дворов:
В рамках социальной активности было решено сделать что-нибудь по этому поводу.
Цели
Из общих соображений, можно предположить, что есть какие-то требования и нормы к параметрам дорог, а так же их ремонту. Очевидно, кто-то отвечает за все это, а кто-то - должен его контролировать.
Предположительно, госудрство, т.е. мы с вами, финансирует этот праздник жизни, пусть и не на широкую ногу. Но, как это водится, ответственное лицо (или огранизация в лице её руководителя) не шибко рвется выполнять свои прямые обязанности, подраспиливая слегонца бюджеты. А контролирующие никак не могут проконтролировать это, сбиваемые с толку возможностями, которые дают им полномочия, а так же, что вполне вероятно, легкий бакшиш, позволяющий скрасить свой тяжелый и неблагодарный труд, если не покупкой мерседеса, то чем-нибудь все равно приятным. Одним словом, всё у них хорошо, но этот, как его, народ - портит всю идилию.
В качестве цели выберем себе два равнозначных пункта:
- Отремонтировать дорогу и устранить яму.
- Призвать к ответу чиновников, допустивших безобразие.
Программой-минимум будем считать выполнение хотя бы одного.
Программной-максимум - выполнение обоих пунктов + выработка технологии по устранению повреждений дорог.
Изучаем вопрос
Сначала было бы неплохо убедиться, что такое состояние проезжей части не только не совместимо со здравым смыслом, но и является каким-либо нарушением. Беглый и поверхностный поиск дает нам понять, что, скорее всего, это является административным правонарушением чиновника (гос. органа или организации), в ведомстве которого находится данный участок дороги: наиболее подходят
ст. 139 и ст. 140 Административного Кодекса Украины:
Стаття 139. Пошкодження автомобільних доріг, вулиць,
дорожніх споруд, залізничних переїздів,
технічних засобів регулювання дорожнього руху,
створення перешкод для руху та невжиття
необхідних заходів щодо їх усунення
Стаття 140. Порушення правил, норм і стандартів при утриманні
автомобільних доріг і вулиць, невжиття заходів
щодо своєчасної заборони або обмеження руху чи
позначення на автомобільних дорогах і вулицях
місць провадження робіт
Тянет такое нарушение лично для чиновника на 30-40 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или от 30 до 40 часов общественных работ (интересно, получается, что час общественных работ в качестве наказания оценивается в необлагаемый налогом минимум). Сколько это в деньгах сходу сказать трудно, но даже если необлагаемый налогом минимум 17 грн., то штраф в размере 510-680 грн. с конкретного чиновника лично за каждое повреждение на проезжей части - это достаточно обнадеживающе и позитивно. Состояние дорог, обычно, таково, что любого чиновника можно оставить без штанов. Остается только доказать факт административного нарушения.
Может, законодательство таково, что по стандартам только повреждение размером с футбольное поле является нарушением или на его устранение дается 33 года?
Судя по всему, вся эта дорожная канитель регулируется (в основном) следующими законодательными и нормативными актами:
"Закон про дорожній рух"
"Закон про автомобільні дороги"
"Технічні правила ремонту та утримання автомобільних доріг загального користування"
"Єдині правила ремонту і утримання автомобільних доріг, вулиц, залізничних переїздів, правила користування ними та охорони"
И что бы вы думали мы находим в "Технічних правилах ремонту ..." ? Просто поражающую воображение автомобилиста табличку за номером 4.1:
Иными словами, при ширине дворового проезда, допустим в 3м, на ~30 километров придомовых территорий может быть не больше 7 (семи) повреждений, размерами 1x1 м. А устранить их должны в течение 5 (пяти) дней в летнее время и в течение 10 (десяти) дней в осенне-весенний период.
При этом любое повреждение глубоной больше 6 см. (для улиц и дорог - допускается не более 4 см.) уже считается повреждением, вне зависимости от его ширины и длины.
Надеюсь, я где-то ошибся, либо прочитал нормативный документ, который не действует в наших широтах. Иначе, от нас самым наглым образом скрывают правду. Точнее - пользуются безнаказанностью.
Будем считать, что этой информации достаточно для дальнейших действий.
Алгоритм
Есть ли у вас план, мистер Фикс? Будем исходить из того, что, согласно законодательству, чиновники сами должны разбираться там у себя внутри государства, если мы обращаемся куда-то не туда.
Поэтому за точку входа выбираем любимое всеми ГАИ - они напрягают автомобилистов, так пусть, может, хоть какую-то пользу принесут, вместо быссмысленного промысла на улицах и протирания лампасов в кабинетах.
Т.е. цепочка будет, наиболее вероятно, такая:
- ГАИ
- Прокуратура
- Суд
Ведь ни у кого нет иллюзий, что первый же чиновник бросит все свои дела и вместо собирательства займется выполнением своих прямых обязанностей?
Проверка на практике
Выходим "в поля", вооружившись фотоаппаратом, рулеткой и носителем информации типа "бумага обыкновенная". Плющим, так сказать, окружащие красоты:
Замеряем и записываем размеры ямы. Приходится привлечь для этого прохожего, т.к. одному замерять больше пары метров тяжело. Мужичок доброжелательно соглашается помочь и с любопытством интересуется что это и зачем (и верно - вдруг, я шпиён, которого нужно сдать куда-полагается). Цель активно поддерживает, но кивает, мол, яма уже давно - никто ничего делать не будет. Но ведь нужно хотя бы попробовать - пока не доказано, что это невозможно!
Пишем заявление в ГАИ:
Прикладываем к заявлению фотографии (на обороте которых написан номер, дата и подпись - ну, чтобы вдруг не потерялось и не заменилось на фотографии с голыми бабами), которые, конечно же, перед этим необходимо предварительно напечатать на бумаге.
Заявление отправляем по почте (ну, не будем же мы ходить в ГАИ ногами, толкаться и пытаться вручить заявление для регистрации) заказным письмом - это важно, чтобы, опять же, его случайно не "потеряли". В случае заказного письма вернется уведомление о вручении, где будет дата вручения и фамилия (обязательно неразборчиво). Если вдруг не ответят в течение установленных законом 30 дней, то это уведомление позволит призвать к ответу негодяя.
Дальше набираемся терпения (в случае взаимодействия с государством это крайне необходимое условие; при чем, что примечательно, если государство же хочет повзаимодействовать с вами, то оно почему-то крайне нетерпимо - хочет здесь и сейчас, а, зачастую, еще и все сразу :) и приблизительно через месяц можем пронаблюдать первые движения бюрократического аппарата:
Из чего мы узнаем, что в случае дворового проезда, который имеет место быть, ГАИ вообще не при делах (хотя сотрудники районного ГАИ почему-то поехали проверять наличие повреждения) и любезно просит главу районной государственной администрации дать поручение подчиненным коммунальным службам повреждение устранить. Ну, просто сама галантность - вроде мы в каком-то Париже или Ну-Йорке, и это не административное правонарушение, а добровольная помощь тимуровцев Красному Кресту и Юнеско вместе взятым.
Как-то это выглядит странно, поэтому пока районная администрация переваривает полученное письмо интересуемся официальной позицией Департамента ГАИ:
и получаем ответ, что нечего сюда писать - мол, мы не по этим делам:
Тут пока не берусь ничего сказать определенного - возможно, кто-то прокомментирует, кто больше в юридической теме.
Что же мы получаем от районной государственной администрации:
А получаем вполне ожидаемую отписку из серии "имели мы все ваши обращения ввиду, деньги давно потрачены на более нужные вещи".
Сверяемся с нашим алгоритмом: следующий уровень - это прокуратура.
Напомню, что мы исходим из того, что знать мы ничего не обязаны и разбираться во всех хитросплетениях государственной машины не должны - для этого мы из своего кармана оплачиваем работу армии чиновников и бюрократического аппарата. Излагаем прокуратуре чего мы от неё хотим:
Городская прокуратура запускает мыслительный процесс и достаточно быстро, даже не потянув месяц, посылает нам простой и понятный сигнал - не её уровня это дело, и отправляет "в район". При этом почему-то ошибается, путая Дарницкий район (в котором живет и ширится наша яма о которой мы уже и забывать-то начали) с Деснянским.
Проходит еще пару недель, пока прокуратура пересылает бумажку в Дарницкий район (скан где-то затерялся, но особой смысловой нагрузки он не несет).
Чем же порадует нас прокуратура Дарницкого района?
Порадует она нас основным продуктом жизнедеятельности бюрократичекского организма - отпиской!
С одной стороны, я склонен предполагать, что прокурор района и его зам. должны быть людьми неглупыми - ведь, как минимум высшее образование должно быть, к тому же юридическое. С другой, чтобы пересылать в рай. администрацию заявление о проверке законности её же действий (бездействия) - извините, но нужно быть идиотом. Т.е. руководство районной прокуратуры - либо некомпетентны, либо идиоты. Даже не знаю, что хуже. :)
Чтобы разрешить коллизию, предположим, что прокурор и его зам. люди таки неглупые, но, как и полагается большинству наших чиновников от сохи - несклонны заниматься тем, что не приносит им бабла здесь и сейчас (либо, хотябы в ближайшей перспективе). В таком вопросе подержаться за деньги, чтобы "лысину помазать" явно не выгорит, поэтому, как и любые нормальные предприниматели, тратить время на это они не хотят. Да, и к тому же, это ведь придется ссориться с рай. администраций, а это грозит бедой и катастрофой, нарушая советский принцип " ты - мне, я - тебе!".
Что мы делаем дальше? Обращаемся в городскую прокуратуру с жалобой на бездействие (и подозрение на некомпетентность/идиотизм) районной прокуратуры - шансов, конечно, мало, но, может, этот ворох бумаг нам чем-то поможет в суде:
Помимо этого, обращаемся в районную администрацию с информационным запросом:
Тут логика такая: районная администрация должна либо ответить по существу, что в силу плохого руководства, нецелевых и неэффективных расходов денег нет, либо документально подвердить, что ремонт произведен не был (возвращаемся к началу о сроках, которые даются на устранение повреждения и административной ответственности). Ну, либо промолчать, тогда нарушив законы о обращениях граждан и о информации.
А дальше события развивались, не скрою, неожиданно - на днях было обнаружено:
(для сравнения)
При чем, что на следующий день от этой ямы до подъезда моего дома были залатаны все, даже небольшие, ямы и уложен новый асфальт на 100-150 метрах тротуара. Самое смешное, что хорошо видно, что непосредственно к моему подъезду, а в другом "аппендиксе" двора всё как было так и осталось. Даже не знаю смеяться или плакать. Но этим можно считать, что чиновники в принципе способны к высшей нервной деятельности, и даже в бюрократическом аппарате есть признаки разумной жизни.
Да, на пересланное районной прокуратурой заявление от районной администрации пришел точно такой же ответ как и в первый раз - уже не стал сканировать и выкладывать, т.к. смысловой нагрузки он особо не несет.
Городская прокуратура на жалобу пока так и не ответила. Районная администрация не ответила на информационный запрос.
Экономика процесса
Финансовые затраты:
- 10 грн. - печать пяти фотографий;
- в среднем по 6 грн. за заказное письмо.
Итого около 40 грн.
Временные затраты:
- 1 час на замер и фотографирование ямы;
- 0.5 часа на печать фотографий;
- в среднем по часу на одно заявление;
- 0.5 часа на отправку заказным письмом (поход/поездка на почту и непосредственно отправка; очередей, особо не было - больше 15 минут на почте не проводил).
Если учесть, что как минимум два информационных запроса (в ГАИ и рай. администрацию) можно на данном этапе не делать, 5 фотографий - это с избытком, можно обойтись тремя, и использовать мои заявления в качестве шаблонов, то на всю активность нужно суммарно около 4-5 часов времени и ~25 гривен.
Выводы и оценка результатов
Думаю, можно с уверенностью сказать, что программа-минимум выполнена - повреждение устранено. Более того, - устранены все более-менее заметные повреждения дорожного покрытия от моего подъезда к "большой дороге" - Харьковскому шоссе.
При этом затраты, как временные, так и финансовые, более чем умеренные и приемлемы.
Основной же вывод, который можно сделать на текущий момент - ситуация небезнадежна и на неё можно влиять. Изначально я бы оценил шансы получить такой результат гораздо ниже.
Следующие шаги
Следующими шагами может быть:
- Закрепить результат, латанием ям на дороге при выезде по другому маршруту (там их хоть и можно объехать, но они там есть и создают, если не неприятности, то дискомфорт).
- Привлечь к ответственности районную администрацию и прокуратуру.
- Выработать механизм, который позволит проделывать подобное быстрее, удобнее и, главное - массово.
P.S. В России Алексей Навальный (http://navalny.livejournal.com/) успешно запустил ресурс "РосЯма" (http://rosyama.ru/), достаточно интересное явление социальной активности.