Граненый стакан отметил семидесятилетие
11 сентября - официальный день рождения того самого стакана.
Историческая данность: в 1943 году, 70 лет назад, в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый советский гранёный стакан.
Прочный, твердый и с четкими формами. 14 граней и ободок. Граненый стакан - как символ Советского Союза с его 15 республиками. В столовых и поездах, в автоматах с газированной водой и на каждой кухне - советская промышленность выпускала миллионы граненых стаканов. Толстое стекло с добавлением свинца, да еще и с огранкой делали эту посуду невероятно прочной. Падая с метровой высоты, он не разбивался.
Праздник с забавным названием «День граненого стакана» существует на самом деле, а не только в шутках над любителями выпить. Днем рождения этой стеклянной посуды считается 11 сентября 1943 года. Как свидетельствует история, именно в этот день на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский граненый стакан. Дизайн граненого стакана советского образца приписывают Вере Мухиной, автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница». Впрочем, документального подтверждения этому нет. По некоторым сведениям, Вера Игнатьевна разработала форму стакана специально для советского общепита.
«Мухинский» стакан, благодаря гладкому кольцу, идущему по окружности и отличающему его от граненого стакана традиционной формы, получился не только весьма прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах. В силу этого, советский стакан на долгие годы прописался в столовых, на железнодорожном транспорте, а еще использовался в уличных автоматах по продаже газированных напитков. Размеры стандартного граненого стакана — 65 миллиметров в диаметре и 90 миллиметров в высоту. Самый первый стакан имел 16 граней, что считается сегодня «классикой жанра». Встречаются экземпляры и с 12, и в 14, и с 18, и с 20 гранями, а также с 17 гранями (но они не столь типичны, так как выпускать стаканы с четным количеством граней проще). На дне стакана, как правило, выдавливалась цена — 7 или 14 копеек (столько стоили «20-гранники»). Если говорить про обычный граненый стеклянный стакан (без верхнего гладкого ободка), то он был известен куда раньше — еще во времена Петра Первого. Засвидетельствовано, что граненый стакан императору подарили в качестве небьющейся посуды для распития спиртных напитков. Царь, увлекавшийся, как известно, корабельным делом, подарок оценил, заявив, что такой стакан не свалится на пол во время качки на корабле, а если и упадет, то не разобьется. В более позднее время 12-гранный стакан с чаем был изображен на картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» (1918 год). Эта посуда и стала прародителем советского граненого стакана.
Знаменитая фраза «Давай сообразим на троих» также возникла благодаря этому стакану. В хрущевские времена, когда также боролись с алкоголизмом, запретили продавать водку на разлив. Также из продажи исчезли маленькие 125-миллилитровые «мерзавчики». Так вот, «ноль-пять» в два стакана не разливалась, нужен был помощник. Вот такой он, непростой граненый стакан.
Для русского человека, если опираться на наше богатое фольклорное и культурологическое наследие, гранчик - «и мера вина, и мера вины». Стакан материнского (сцеженного молока) - в детстве и недопитый - покрытый краюхой хлеба - на могиле. Есть традиция поднимать стакан «за здравие», бить «на счастье», искать истину на «дне стакана» и даже аллегорично сравнивать жизнь с «разбитым стаканом».
Некоторые культурологи разглядели в стакане неофициальный культурный знак советской эпохи — как чего-то публичного, общественного, объединяющего. Из общих стаканов пили и минералку из автоматов, и кефир в заводских столовых, и кисель в детсадах. На железной дороге до сих пор сохранился милый обычай пить чай из стаканов в подстаканниках.
В коммуналках стаканы использовали для подслушивания соседских разговоров за стеной. Изобретательные советские домохозяйки использовали стакан как меру сыпучих продуктов, и как «пельменный циркуль», и даже как подставку при штопке носок.
Вспоминается из кинематографа: «Русские после первой не закусывают» в «Судьбе человека» у Бондарчука (старшего) до волшебного эпизода с дрожащим на углу стола стаканом в «Сталкере» Тарковского.
Стакан — как архетип, как художественный образ помог в осмыслении «загадочной руской души».