Моя версия электрики

Все вопросы по электрооборудованию, могут обсуждаться тут

Модератор: Модераторы форума

Моя версия электрики

Повідомлення OSTAP » Вів січня 09, 2007 19:38

В очередной раз, когда меня просто достало снова начинать искать, откуда бы взять «плюс» (на этот раз для печки), я решил немного радикальнее посмотреть на вещи. Снял панель с четырьмя приборами, снова ужаснулся дикому мотку самопальных проводов и соплей на тумблерах и понял, что пробил час. В последующие полтора часа прежняя электрика была демонтирована – вся без исключения с попыткой хоть как-то промаркировать провода – но потом я понял что в этой вакханалии смыла не было изначально, и просто все на хрен выкинул. Оставлен был лишь жгут, идущий под днищем на корму. Всё остальное разобрано до проводов на запчасти.

Предистория – в 2004 куплена новая электрика в комплекте и передана моим изготовитялям автомобиля – горе механикам и электрикам, которые должны были ее имплантриовать на вновь собранный автомобиль. Разбирая остаповоз, из новой электрики я увидел лишь пару разьемов и толстых проводов типа – амперметр – предохранитель, остальное явно собрано из остатов, какие-то дикие скрутки и в нескольких местах при разбирании жгутов на запчасти нашел подплавленные провода, мину замедленного действия. Поражаюсь, как это все работало до сих пор (хотя правда после покраски я один раз горел – провод от зажигания на приборы имел плохой контакт и грелся, пропайка контакта решила проблему).

Кто не очень знает – на УАЗе всего три предохранителя и на старых моделях вместо вольтметра – амперметр, т.е. все цепи с разрывом идут через него. Релюх тоже всего 4 – стартер, фары ближние и дальние, и замка зажигания (т.е. бортовое питание). Ну и еще большое поворотное. У кого-то бывает и релюха дворников, и прочие но это варианты. В базе всё хоть и примитивно просто, но крайне ненадежно и не расчитано на доп. потребители в сети.

Цель – максимальная простота, компактность, надежность, и гидроизоляция. Ну и мудрость народная – лучше тебя самого тебе никто не сделает.

Итак:

1. Составлен список всех потребителей и устройств в бортовой сети. Всё в кучу валим, потом сортируем.
2. Составлены примерные схемы отдельных цепей с оглядкой на оригинальную схему из книжки. Особо и отдельно продумывается, как будут идти силовые провода и рисуется схема генератора – стартера.
3. Примерно сделан набросок общего блока электрики, типа как хочется и видится.
4. На радиорынке приобретены тумблера, провода 0,75мм, 1,5 мм, 2.5мм, и 16мм – силовые, термоусадка, клеммы, и кусок текстолита 300 на 200мм.
5. На авторынке приобретены колодки реле, крепящиеся друг к другу, индикаторы – лампочки, колодка предов от Волги, новая панель с 4-мя приборами с вольтметром и зеленой подсветкой, выключатель массы, и гофры черного цвета, разрезанные вдоль для жгутов проводов.
6. В электротоварах взяты большие силовые клеммы и монтажный блок кля коммутации толстых проводов.
7. Из запасов раскопан тахометр от шестерки и пара интересный тубмлеров.

В панели болгаркой вырезал отверстие шириной 300мм по центру, и начал мастерить блок. На текстолит сверху укрепил колодки реле в ряд, насверлив дырок под клеммы. Затем укрепил блок предов, насверлил дырок под тумблера и лампочки, всё укрепил. Взял старый пустой системный блок, без дела валявшийся в гараже, лобзиком распилил его на куски и смастерил корпус блока без чертежей, примеряя по ходу – достаточно жесткий, но можно было и потолще металл взять, как говорится что под рукой нашлось. На заклепках укрепил текстолит, прикрутил «4 прибора». В приборной панели снизу по бокам на заклепках укрепил два уголка – уши, за которые крепится откидной блок, и на болтах его прикрутил. Сверху долго думал чем бы блок зафиксировать на панели для удобства бестрого открывания, и тут взгляд упал на «атомный чемоданчик».

«Атомными» эти коробочки мы начали называть с подачи моего бати, который первым их купил пару на Куреневке – видимо коробки от каких-то военных приборов, коричневого цвета, пластик, крышка крепится на двух карабинах, очень удобно в них боты-гайки хранить.

Отвинтил два карабина, и закрепил их на блоке. Эврика, все работает, карабины защелкиваются, а для пущей надежности в них вставляются шпильки. Надо – снял и открыл.

Под блок на воздуховод печной (у меня там печки нет, так, короб остался) крепим доп сопротивление, коммутатор, поворотную релюху, и монтажный блок для коммутации силовых проводов. Это позволяет под капотом оставить только катушку, трамблер, и генератор плюс два жгута – на передние фары и на генератор.

Дальше поехал жгуты мотать. Передний с ответвлениями на противотуманки, сигнал, фары, габариты, поворотники, температурный датчик от радиатора. В генераторном жгуте собственно два на гену, и три датчика – масло, темп на помпе, и критическое давление масла. Из под днища также запущен в салон жгут, там тестером найдены габариты, тормоза, датчик заднего хода, задняя люстра, и т.п., провода промаркированы обычной белой изолентой и подписаны, где что.

Собрал основную цепь. Выключатель массы долго думал, куда деть, и решил поближе, чтобы в пристегнутом состоянии и я и штурман могли дотянуться. На панели болгаркой вырезал отверстие, напильником подровнял, сделал накладку декоративную из днища того самого атомного чемоданчика, поставил массу и развел ее по потребителям. Все силовые клеммы пропаяны, залиты оловом, и расплющены. Мелкие клеммы не паял, обжимал только.

Принцип монтажа силовых проводов – на панельку приходят плюс и минус с батареи, затем они раздаются – плос идет на предохранители через паук из проводов на 2,5мм, масса – по надобности. Выключатели делятся на те, что работают только при включении бортовой сети(типа дальний свет) и на те, что имеют плюс всегда (типа рация).

Лебедку решил вообще отдельно пускать через свой выкл массы и провода прямо с АКБ. Т.е. в случае надобности включаем массу лебеды, если надо отрубить, то выключаем обе массы и всё. Почему так – выкл массы держит 50 ампер, что-то мне стремно через него коммутировать всю электрику вместе, а покупать всякие Спарки не хочу. Плюс лебедка используется раз в пятилетку.

Покопался с замком зажигания, почитал Уазбуку, и выбросил его за ненадобностью – пошел по пути большей надежности. Бортовая сеть включается тумблером, запуск стартера – кнопка, а для пущей секретности в цепи придумано отдельное размыкание, известное только мне . Теперь стартер можно проворачивать и при выключенном двигателе, что есть оч удобно.

После проверки всего на предмет тупости при сборке (поверьте, не мешает лишний раз прикинуть где чё перепутал), запуск двигла, который отказывается глохнуть при выключенной массе! Глушил закрывая ему шноркель Вечер консультаций на уазбуке (http://forum.uazbuka.ru/showthread.php?t=16447), проблема решена – ошибочно пускал один из плюсов стартера на доп сопротивление, оно и давало в сети плюс при выключенном генераторе.

Последовательно поподключал аварийку, повороты (в процессе спалил релюху из-за неправильной коммутации в жгуте), затем все цепи последовательно. Через релюхи идут:

-стартер
-бортовая сеть
-ближний свет
-дальний свет
-противотуманки
-прожектора
-печка
-доп вентилятор охлаждения
-дворники

Реально релюх не хватило и резерва нет, потом добавлю и на ревун, и на омыватель, и заднюю люстру. В принципе тумблера военные держат до 15-20 ампер, но если делать, то делать, лучше двойная защита чем остаться без электрики в болоте в час ночи.

По проводам – потолще на потребители – 1,5мм, на силовые цепи вааще 2,5мм, на токи включения релюх и прочие выключатели – лампочки – по 0,75мм. С головой хватит. Не забудьте учесть, что некоторые потребители берут от блока с выключателя в жгут только плюс (типа тормозов), а некторым нужна и масса (типа сигнал на руле), надо учесть, а то потом жгуты перематывать будете.

На этот момент в башке начало клинить, что и куда цеплять, общая схема никак не хотела рисоваться по вечерам, выручила простая схема того, какой пред какие цепи защищает, всё сразу стало на места. На период монтажа просто ставил преды макс емкости, а когда собрал цепи, то путем включения тестера вместо преда в цепь проверял нагрузку в цепи и ставил пред уже исходя из силы потребляемого тока с запасом. Реально увидел что значит скачок тока при включении – например доп вентилятор берет всего 5 ампер, а при включении ёкает до 13 амп. Предов на блоке 13 штук, но как и релюх маловато будет, пришлось объединять несколько цепей.

Выехал из гаража, дал движку прогреться, проверил датчики, индикаторы, покатался, посмотрел как зарядка идет, убедился что всё работает. По периметру крышки блока пустил резиновый кембрик, дырки в подкапотное пространство резиновыми заглушками позакрывал, позакреплял хомутами жгуты, всё, сделано. По стоимости вышло баксов 50-60, по времени – неделя по полдня в гараже, перемежаемая с поездками на базар и поисками нужных проводов. Результат достигнут.

Уроки:

1.Релюх 9 и предов 13 мало, надо под 12-14 релюх и еще одна колодка предов. Еще лучше сначала нарисовать всю схему, но если кто ленивый как я, то просто всё брать с запасом и не париться. Когда все провода подписаны и вся электрика умещается на блоке размером 20 на 30 см, всё и так понятно и просто.
2.Текстолит просвечивает, надо перед сборкой блока покрасить его хорошо с обратной стороны в черный цвет или брать коричневый, не желтый (кстати мин толщина – 2, лучше 3-4мм, но хрен найдешь на радиобазаре, и так такие большие куски - редкость).
3.Не забывать провода в жгутах – лучше изначально кинуть пару лишних на всякий будущий случай – а вдруг компрессор поставишь или чего еще вперед, а жгут уже и в гофре и укреплен на хомутах.
4.Не забывать о том, что иногда надо брать массы не с корпуса, а пускать через провод (т примеру, сигнал).
5.Самый главный урок: никогда и никому не доверять доводку своей боевой машины, всю работу «мастеров» перепроверять самому, разобраться в работе и устройстве как всей ходовой, так и электрики. Делать самому необязательно, но вот знать что и как и где идет и уложено – надо. Только так будет гарантия того, что в болоте в час ночи сможешь вообще реанимировать свой пепелац, а не тупо смотреть на сплавленный в сникерс жгут.

Удачи вам в доводке ваших машин.

ПС: На фото - общий вид, под капотом - только катушка, вид блока в открытом виде, вид "силовой панели с крабом плюсов и массой (масса - справа, плюсы - слева), ну и печка от Газели между сидениями, жгут и шланги пока пущены по полу, крепятся на хомутах (тепла хватает не то что с головой, а вааще).

Фотки - http://www.uaz-club.org.ua/gallery/index.php?cat=10018
OSTAP
Участник форума
 
Повідомлення: 66
З нами з: Пон травня 23, 2005 14:38
Звідки: Киев

Повідомлення OFFroader » Вів січня 09, 2007 19:58

Привет Сергей ! Правильный подход с проводкой , вот только одно мне не понравилось -низко расположенные приборы , плохо высматривать показания на них , нужно было их както перед рулевым колесом расположить ,имхо , или хотябы указатели давления масла и температуры ОЖ.
Аватар користувача
OFFroader
Основатель клуба
 
Повідомлення: 3233
З нами з: П'ят травня 13, 2005 16:16
Звідки: Киев, Лесной

Повідомлення Shurik » Вів січня 09, 2007 20:15

Death Star control centre :)

Сильно - ничего не скажешь.
Хотя я предпочитаю релюхи ставить поближе к потребителям, и уменьшать длинну силового провода.
Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

© Аркадий и Борис Стругацкие
Аватар користувача
Shurik
Член Клуба, Администратор форума
 
Повідомлення: 8853
З нами з: П'ят грудня 16, 2005 15:36
Звідки: Львов.
Телефон: О67-49-26-l7l
Машина: УАЗ 3151

Повідомлення OSTAP » Вів січня 09, 2007 21:20

Здорово Игорь,

Да, мне тоже не очень приборы, низковато. Сначала думал их за руль поставить, да уж очень хорошо всё это в самодельный короб по размеру подошло, всю торпеду не хотел переделывать. Можно было релюхи вниз и утопить их а приборы вверх. Ну на второй версии сделаю :) Оно ж в процессе придумываешь варианты лучше и лучше, хоть сразу переделывай всё. УАЗ, батенька.

Как жизнь ваша-то, а то не слыхать ничего, сегодня зашел вот на сайт отчитаться о работе, смотрю новая версия сайта, здорово. Ездите?
OSTAP
Участник форума
 
Повідомлення: 66
З нами з: Пон травня 23, 2005 14:38
Звідки: Киев

Повідомлення OFFroader » Вів січня 09, 2007 23:47

Конечно , Уаз это конструктор и с каждой новой дороботкой хочется покупать другой и строить по новой и лучше ..
Ездим , куда ж мы денемся :)
Аватар користувача
OFFroader
Основатель клуба
 
Повідомлення: 3233
З нами з: П'ят травня 13, 2005 16:16
Звідки: Киев, Лесной

Повідомлення Айри » Сер січня 10, 2007 3:00

Чуть не по теме, но увидал на фото. Остап, а кто и КАК обшивал алюминием переднюю часть бомболюка? Как погнули? Формовали выколотками?

Если можно, то продолжить разговор про это - СЮДА.
Каждый человек - эгоист, поэтому больше всего любит то, во что больше вложил себя...
Всегда улыбайся... Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.

http://aerie.io.ua
Аватар користувача
Айри
Участник движения
 
Повідомлення: 5818
З нами з: Сер травня 25, 2005 13:14
Звідки: Киев, Оболонь, 10.ХІ.1976
Машина: УАЗ-31601

Повідомлення Onega » Сер січня 10, 2007 19:01

Красиво сделано.
Про гофру - я не догадался (хотя, ещ:е не вс:е потеряно.)
Блок релюшек (ближний, дальний, габариты, сигнал) и предохранители дня них же я оставил под капотом (между) ваку, и бортом - туда же, сразу подв:ел силовой провод (16кв).
два блока предохранителей (Волга) поставил под руль (там где крепился клеммник поворотов).
Провода маркировал термоусадкой:
основная трубка- белая подписаная маркером, + сверху на не:е кольцо цветной (красная - +_е питание, синяя- +_вая нарузка, ж:елтая - датчики, и т.п.)

Процесс наладки - 16-ти амперный автомат в разрыв силового провода, и в бой. (пару раз выбивал :) )
Предохранители расчитывал по калькулятору :lol:
Курь:езы - нет зарядки! (забыл воткнуть предохранитель)
Обкатка: на следующий день - 240 км на охоту. (никаких проблем)
Проблемы - один раз сгорел предохранитель дальнего света (в момент моргания) - поставил по взрослее.
Двух планок предохранителей хватает вполне.
На месте "родных" предохранителей - панель из текстолита с 3-мя шпильками на 12-ть туда пришла сила с аккумулятора и гены, и уходит на крыло (релюхи) и в салон.
В планах:
Реле за замок зажигания. (просто не успел).
Нет для меня ничего дороже,
Чем верный друг и бездорожье
Еще километры пути к родному огню
(c) Кривцов Сергей

УАЗ 31512, 90-го года, тент, колхозы, 417_й движ:ек, самоблок (БТР)
тел. 8 050 три тройки - два нуля - семнадцать. В эфире отзываюсь на UT4USE
Аватар користувача
Onega
Член Совета Клуба
 
Повідомлення: 2657
З нами з: Чет червня 29, 2006 11:56
Звідки: Киев, Голосеево (26.02.1979)

Повідомлення DIMON » Вів липня 31, 2007 17:59

Зачет, но один нюанс очень интересно уточнить, закинул ли ты в свой проэкт внештатные разъемы, у себя я тоже буду полностью старую под ноль, а новую по наброску из проводов и клем, и собираюсь проводку немного разбить на куски за счет разъемов, а второе - хочу забить пару разъмов с запиткой с разных предов(резервных) для установки доп оборудования, на будущее - близжайшее и дальокое.
Сначала газ до отказу, а там поглядим...
31512 - 417 бенз\метан, скор пары, и куча планов...
Аватар користувача
DIMON
Участник движения
 
Повідомлення: 1280
З нами з: Суб липня 14, 2007 13:43
Звідки: Киев, Березняки О5О-845-24-8O

Повідомлення Onega » Вів липня 31, 2007 18:14

Если это был вопрос ко мне - разъемов старался делать как можно меньше, провода старался тянуть цельные.
Пробросить провод от колодки предохранителей на внезапно появившийся потребитель - дело нескольких минут.
уже после написания предыдущего поста подключал эл. зажигание, радиостанцию, клапан ХХ (Солекс), салонный фонарь, и что-то ещ:е.
Нет для меня ничего дороже,
Чем верный друг и бездорожье
Еще километры пути к родному огню
(c) Кривцов Сергей

УАЗ 31512, 90-го года, тент, колхозы, 417_й движ:ек, самоблок (БТР)
тел. 8 050 три тройки - два нуля - семнадцать. В эфире отзываюсь на UT4USE
Аватар користувача
Onega
Член Совета Клуба
 
Повідомлення: 2657
З нами з: Чет червня 29, 2006 11:56
Звідки: Киев, Голосеево (26.02.1979)

Повідомлення DIMON » П'ят серпня 03, 2007 2:32

Это не суть важно кого спрашивал, чем больше мнений тем лучше, я в идеале существования человека и проводки видел разъемные соединения, как по мне - то не тяжело спрогнозировать то оборудование которое ты будешь подключать, а это может упростить и подключение и создать возможность быстрой смены потребителя
Сначала газ до отказу, а там поглядим...
31512 - 417 бенз\метан, скор пары, и куча планов...
Аватар користувача
DIMON
Участник движения
 
Повідомлення: 1280
З нами з: Суб липня 14, 2007 13:43
Звідки: Киев, Березняки О5О-845-24-8O

Повідомлення Вовчок » П'ят серпня 03, 2007 9:44

Бийте мене кривим стартером за off topic, але:
DIMON написав:...я в идеале существования человека и проводки видел разъемные соединения...

Сама фраза та думка, що стоїть за нею приголомшують своєю глибиною та всеосяжністю... :lol: :lol:
Аватар користувача
Вовчок
Участник движения
 
Повідомлення: 552
З нами з: П'ят вересня 01, 2006 16:59
Звідки: Київ, 4.4.1972. 050 6116021

Повідомлення Miron » П'ят серпня 03, 2007 9:54

Дима жжот :D
Единственный путь - неправильный.
Аватар користувача
Miron
Член Клуба ,Основатель клуба
 
Повідомлення: 1551
З нами з: Суб травня 14, 2005 14:09
Звідки: Киев, 25.12.1976

Повідомлення Айри » Чет липня 31, 2008 3:52

Оригинальный подход к исполнению приборной панели в уазе...

http://www.offroadmaster.com/forum/inde ... 637&st=150

http://io.ua/05047746
http://io.ua/05047739
http://io.ua/05047735
http://io.ua/05047425
Каждый человек - эгоист, поэтому больше всего любит то, во что больше вложил себя...
Всегда улыбайся... Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.

http://aerie.io.ua
Аватар користувача
Айри
Участник движения
 
Повідомлення: 5818
З нами з: Сер травня 25, 2005 13:14
Звідки: Киев, Оболонь, 10.ХІ.1976
Машина: УАЗ-31601

Повідомлення Shurik » Чет липня 31, 2008 8:51

Впечатляет.
Особенно кнопочка "сброс бака" конечно.
Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

© Аркадий и Борис Стругацкие
Аватар користувача
Shurik
Член Клуба, Администратор форума
 
Повідомлення: 8853
З нами з: П'ят грудня 16, 2005 15:36
Звідки: Львов.
Телефон: О67-49-26-l7l
Машина: УАЗ 3151

Повідомлення SVadym » Вів жовтня 14, 2008 23:19

А где можно купить такие провода??? Радиорынок? Епицентр? Рынок Юность?
И есть ли провода разноцветние???
Аватар користувача
SVadym
Участник движения
 
Повідомлення: 373
З нами з: Суб серпня 02, 2008 12:47
Звідки: Киевская обл. г.Бровары 0638494644

Далі

Повернутись до Электрооборудование

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Google [Bot] і 1 гість