Раз уж заговорили о сохранении клубной атмосферы и нужности или ненужности коммуникаций с СМИ, вот, к размышлениям:
http://www.livejournal.com/users/skc_ua/82003.html
--------------------------------------------------------------------------------------------------
КЛУБы дыма и страсти
Парк автомобилей в любом городе-миллионнике растет угрожающими
темпами, средний класс гордо выпячивает полированные бока новеньких и
не очень самоходных повозок. Музыка закуплена и установлена, литые
диски в стиле «звезда Пекина» гордо поблескивают на солнце,
тонированные стекла скрывают миловидную секретаршу или располневшего
программиста, и одиночество большого города подкрадывается вплотную.
Ты перестаешь видеть весной расцветающих девушек в метро, пьешь кофе
во время мойки или замены масла. Забросив сайты анекдотов, начинаешь
искать различия между масляными и газовыми амортизаторами. Круг
общения все больше начинает замыкаться вокруг гарантийной станции
технического обслуживания и гаражного кооператива. Досуг размывается и
становится похожим на картинку в боковом окне твоей машины на высокой
скорости. Но, как-то раз, в поисках чудо-присадки, реанимирующей на
лету двадцатилетний двигатель, ты попадаешь на автофорум.
Первые симптомы болезни
С этого момента у тебя, как у Нео из «Матрицы» есть два варианта: с
досадой «ну что за глупости здесь пишут», выйти из бледной таблицы
Интернет-форума или остаться и на годы изменить свою жизнь.
С этого момента ты уже не одинокий мотылек – ты трутень в большом
клубном улье. Одноклубники странные, резкие, поначалу тебя игнорируют,
на все твои острые замечания обязательно приводится довод «в поиск»
или «спроси Петровича, он еще два года назад научил милицию Родину
любить». Причина тут проста – новыми пользователями форумов становятся
люди, как правило, приобретшие первую машину или опытные автолюбители,
недавно попавшие в Интернет. И с ними зачастую попросту скучно.
Я не зря назвал клубное движение болезнью – это зависимость, и
зачастую заразная. Она приковывает тебя к компьютеру и заставляет, к
примеру, в снегопад бежать с цифровым фотоаппаратом к автомобилю,
чтобы запечатлеть клапан системы омывателя, который тебе вчера
поставил за бутылку сосед по гаражу. От тебя этого никто не требует,
но жажда признания требует жертв. Потом ты становиться кошмарным сном
администратора вашей офисной компьютерной сети – ведь по
Интернет-трафику обгоняешь и директора, и самого администратора. Домой
обязательно приходится проводить Интернет. Ты долго вылавливаешь
одноклубника, заведующего наклейками на авто и под категоричное
восклицание жены «только не на краску», делаешь свой автомобиль
заметным в уличном потоке. Тебе начинают гудеть самые неожиданные
люди, шейные позвонки разминаются в поисках одноклубников. Появляется
чувство причастности, придающее уверенности в себе.
Конечно, существует маса клубных мероприятий от заездов на время на
загородной трассе до массового распития спиртных напитков в снятом
доме отдыха. Обязательным атрибутом клубной жизни являются
романтические истории, случаются даже свадьбы. Но я эту грань общения
умышленно опускаю, потому что большинство участников клуба виртуально
и основу их общения составляет Интернет-форум.
Классификация жителей зверинца
Существует расхожее мнение, что Интернет-зависимые автолюбители
молоды. Это не так, по опросу на одном популярном автофоруме
пользователи до 30-ти и старше разделились поровну. Согласно другому
опросу, профессиональные интересы членов клуба лежат вне автомобильной
и компьютерной тематики. Тем не менее в среде этой разношерстной
публики можно выделить некие группы.
Во-первых, это старожилы. Они составляют тот узкий круг апостолов, в
далеком году собравшихся на отнюдь не тайную вечерю и основавших
форум. Они прошли пивные потоки, огонь и медные трубы, они все знают,
но собственно писать уже ленятся. К ним примыкают старослужащие,
подтянувшиеся позже. «Дедушки» снисходительно посматривают на щенят,
радостно извещающих общественность о новом открытии в своей машине,
которое описано на второй странице инструкции по эксплуатации и уже
лет сорок является секретом Полишинеля. Они постоянно чем-то
недовольны, но именно на них держится клуб. Именно они в тяжелые
минуты готовы поддержать коллегу, попавшего в беду.
Во-вторых, так называемые флудеры (от англ. – «наводнение»), которые с
легкостью обсуждают течку южноавстралийских диких собак и устройство
главного тормозного цилиндра автомобиля Пежо. Складывается
впечатление, что они просто живут в Интернете по обилию их знаний и
интересов, на каждую мысль у них находится десяток. Их постоянно
травят коллеги, но они не унимаются. Они мигрируют по разным форумам.
Если их сильно обидеть, они уходят, хлопнув дверью. Потом, как
правило, возвращаются. Жизнь – это треп, и без них на форумах было бы
скучно.
В-третьих, люди, активно зарабатывающие деньги. Но это не группа, а
скорее пронизывающая насквозь прослойка. Продается все – от страховок
ОСАГО до пластиковых окон.
Ну и наконец, самая многочисленная часть - «группа мигрирующих
пингвинов», собственно и составляющая главную мощь клуба. По сути это
пользователи, скорее даже потребители того громадного массива
информации, ежедневно выносящегося на экраны. Сами они редко
генерируют информацию, но создают фон ее нужности. Именно в эту группу
попадают новички. Именно в ней находятся участники клуба, не
появляющиеся на встречах и ничего не пишущие в Интернет. Почему
мигрирующих? Да потому, что в любой момент они могут уйти без
объяснения причин и будут составлять мощь уже другого клуба, благо в
них недостатка не наблюдается.
Таким образом, формируется четкая иерархия пользователей. Флудеры
развлекают публику, новички с упорством, достойным лучшего применения,
пытаются узнать, когда же им, наконец, переходить на зимнюю резину.
Часть старослужащих берет на себя обязанности мусорщиков и становятся
модераторами (от англ. – «сдерживать»). Именно на них ложится почетная
обязанность поддержаний порядка на форуме. Именно они, в результате,
оказываются виноватыми во всех оскорблениях и прениях.
Какие бывают клубы
Одними из пионеров украинского клубного движения были приверженцы
дорогих марок, к примеру - БМВ, Ауди и Хонда. Дошло до того, что форум
ГАИ и поныне располагался на Интернет-портале БМВ-клуба. Объяснить это
легко. Интернет на границе тысячелетия был распространен не так сильно
и, уж конечно, значительно чаще в среде владельцев дорогих машин. С
другой стороны существовала прослойка непоседливых инженеров и
менеджеров среднего звена, восседающих на Жигулях и Тавриях разного
года выпуска. Так появились клубы «2108» и «Таврия». С 1998 года с
приходом Деу на АвтоЗАЗ и массовым вливанием на дороги их продукции,
картинка сместилась. Стали расти как грибы после дождя форумы
приверженцев Ланосов, Авео и Лацетти. Между тем Интернет демократичен
и клубов с символикой Пежо, к примеру, три. И все они с виду
действующие. Тут поневоле растеряешься.
Многие клубы организуют юридические лица для решения собственных
проблем, большинство существует за счет рекламы и финансирования их
владельцев. Некоторые сотрудничают с официальными представителями
автопроизводителей.
Есть ли жизнь вне клуба
У посаженных «на иглу», к счастью, есть фаза реабилитации. Однажды
приходит момент, когда одну и ту же мысль ты читаешь их года в год.
Потом понимаешь, что обсуждения давным-давно обсосанных вещей (на
Интернет-сленге называется баян) составляет половину информации
форума. Дважды ответив на то, как часто стоит менять масло, третий раз
ты промолчишь. Потом перестанешь каждый день заглядывать в форум.
А потом задаешься вопросом, а зачем собственно тебе это нужно.
Вспоминаешь встречи, совместные поездки с помощью по детдомам,
доктора-одноклубника, приехавшего на дом сделать вакцину от гриппа за
полцены. Одноклубника-прораба, потратившего на тебя полдня, объясняя
проблемы с газификацией и строительством дачи. Вспоминаешь, что
газо-масляные амортизаторы ты купил еще через одного коллегу. Что ты и
сам старался всегда помочь в меру своих слабых гуманитарных сил. Что
тебе всегда есть с кем выпить раз в неделю, хотя ты уже год не был на
встречах. Что из этого мира тебе попросту страшно уходить. И когда
твой телефон высветит номер одноклубника, ты обязательно постараешься
ему помочь.
Жолбарс (www.autoua.net)
В миру Николай Шевель
Киев